Николай P.P. (nikolai_pp) wrote,
Николай P.P.
nikolai_pp

Вопрос по Литургии Преждеосвященных Даров

Вот интересно, нет ли тут какого-то противоречия между двумя источниками. Или сегодняшняя официальная церковная точка зрения (если можно так сказать) намеренно сглажена в этом плане (что как-будто видится при чтении второй цитаты).

Ссылка на Википедию

Составление чина литургии Преждеосвященных Даров обыкновенно приписывается Папе Римскому Григорию Великому (Двоеслову). Однако в богослужебных рукописях до XVI века она не имеет такой атрибуции[1]. Иерусалимский патриарх Досифей II (XVII век) пишет: «Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова»[2]


http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_272-all.shtml

Начало литургии Преждеосвященных Даров идет от первых веков христианства. Первые христиане очень часто причащались св. Христовых Таин, некоторые даже и в будничные дни. Между тем, было признано неудобным в дни строгого поста, как дни скорби и сокрушения о грехах, совершать полную литургию, которая есть самая торжественная служба из церковных служб. Но, чтобы дать возможность верующим причащаться и среди недели в дни поста, было постановлено, не нарушая характера великопостного Богослужения, в некоторые дни причащать верующих ранее освященными Дарами. Для этого и была введена, в службы Великого Поста, Литургия Преждеосвященных Даров. Окончательное же составление чина этой литургии и письменное изложение ее, было сделано св. Григорием Двоесловом, папой Римским, в шестом веке.


UPDATE. Конечно я ошибаюсь в своих личных восприятиях, но мне Литургия Преждеосвященных Даров иногда кажется как бы более задушевной, что ли, торжественной, Велико-постной, чем обычная, привычная (прости, Господи!) Литургия в другие дни года. Наверно, сколько-то греховно так говорить. Даже Литургия Василия Великого лишь отчасти исправляет вот такое искаженное восприятие... Если бы не пение "О Тебе радуется" в честь Пресвятой Богородицы и ряд других песнопений, то Литургия по субботним и воскресным дня воспринималась бы, как менее торжественная.

Хотя если смотреть по "богословской" идее, а не по личному восприятию, Литургия, совершаемая в обычные, остальные невеликопостные дни года, как бы "сильнее" или в точности равноценна Литургии Преждеосвященных Даров. Личное восприятие - вещь вторичная и личная, и скорее душевно - психологическая: это я понимаю.
Tags: великий пост, великопостные размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments